(соч. 28, 1979г.) написаны
на лирические стихи О. Мандельштама, В. Маяковского, словацкого поэта Я. Костры
и чешского поэта Ф. Галаса. Для успешного исполнения цикла требуются не только
хорошие вокальные данные исполнителя, современный уровень ладо-гармонического
мышления, но и натура, глубоко чувствующая интонационные и образные нюансы. Для
достижения наибольшего творческого результата предполагается неспешная, тщательная
и детальная работа как исполнителя, так и педагога-наставника, особенно в плане
интонирования в расширенной ладо-гармонической системе
1. Нежнее нежного (ст. Осипа Мандельштама) АУДИО(mp3)
Исполняет заслуженный артист РФ Ираклий
Гвенцадзе. Партия фортепиано - Ольга Гвенцадзе. Запись 1998 г.
(соч. 42, 1982-86, 1995гг.) на
традиционные японские и индийские стихи, а также стихи А. Пушкина и C.Граховяка,
совершенно просты в смысле разучивания текста, но неимоверно сложны в смысловом
наполнении каждой фразы. Каждая миниатюра звучит не больше минуты, и без концентрации
музыкальной драматургии здесь не обойтись. Автор рекомендует исполнять миниатюры
только циклом. Отдельно возможно исполнение лишь пушкинской "Весны".
(соч. 41, 1981г.) на стихи и
прозу Р. Бёрнса, И. Крылова и Д. Хармса - жанровые зарисовки, позволяющие вокалисту
поработать над характерными оттенками тембра, над вокальным артистизмом и искусством
перевоплощения. Возможно концертное и учебное исполнение как цикла, так и отдельных
частей. "Четыре сатиры", в отличие от других циклов, предполагают основательную
работу концертмейстера. Партия рояля на равных с вокальной партией способствует
созданию художественного образа.
- наиболее лёгкий и доступный
для начинающих вокалистов цикл. В него вошли пять ранних романсов (Соч. 2, 1972-75гг.), два фрагмента
из монодрамы "Любовь Александра Блока" и "Романс
Марьи" из водевиля "Беда от нежного сердца".
Романсы и песни, вошедшие в сборник, наиболее близки традиционному пониманию жанра
русского городского романса, и представляют собой, в некотором роде, стилизацию.
Исключение составляют, пожалуй, лишь две песни на стихи А. Блока и "Было время"
на стихи А. Пушкина с немного более расширенным тонально-гармоническим планом
и сложностями мелодико-интонационного прочтения. Каждый из романсов, вошедших
в сборник, - самостоятельное, законченное сочинение. Их можно использовать в учебном
и концертном репертуаре любого женского и мужского голоса, а также вокального
ансамбля, используя транспозицию и переложения.
Что прошло - не вернуть(Сергей Есенин) Исполняет муниципальный камерный хор под руководством Светланы Синдиной. Запись по трансляции с авторского концерта Владимира Сидорова 5 мая 1998 г. Ноты-pdf; Текст
Думы(С. Есенин) Исполняет муниципальный камерный хор под руководством Светланы Синдиной. Запись по трансляции с авторского концерта Владимира Сидорова 5 мая 1998 г.; Ноты-pdf; Текст
Вокальный
цикл на стихи Гарсиа Лорки для сопрано с фортепиано (соч. 71, 1992г.)
1. Серенада (АУДИО-mp3) Исполняют
Татьяна Тощилина и Виктория Архангельская. Запись 2004 г. ВИДЕО (wmv) Исполняют
Татьяна Тощилина и Татьяна Семиног Юбилейный авторский концерт Владимира Сидорова Магнитогорске, 1 октября 2006 г. НОТЫ(pdf)
3. Немой мальчик (АУДИО-mp3) Исполняют
Татьяна Тощилина и Виктория Архангельская. Запись 2004 г. ВИДЕО (wmv) Исполняют
Татьяна Тощилина и Татьяна Семиног Юбилейный авторский концерт Владимира Сидорова Магнитогорске, 1 октября 2006 г. НОТЫ(pdf)
4.
Куда ты бежишь, вода (АУДИО-mp3) Исполняют
Татьяна Тощилина и Виктория Архангельская. Запись 2004 г. НОТЫ(pdf)
5. Сонет (АУДИО-mp3) Исполняют
Татьяна Тощилина и Виктория Архангельская. Запись 2004 г. НОТЫ(pdf)
.................................................
Вокальные
циклы, написанные для сопрано с фортепиано, представляют собой два законченных,
цельных сочинения, исполнять которые следует циклами. В обоих случаях перед
исполнителями стоит целый ряд вокально-технических и художественных задач, решение
которых, особенно в учебном процессе, заметно развивает и продвигает вокалиста
в его профессиональном росте.
Каждый
из вокальных циклов может быть использован не только в специальном учебном и концертном репертуаре вокалиста, но и в концертмейстерском
классе пианиста, что на протяжении многих лет подтвердила практика их использования
в учебном процессе Магнитогорской консерватории.